Устройство путей башенного крана

пути башенного кранаПодкрановые пути представляют собой особую конструкцию, которая воспринимает и передает нагрузки на грунт, обеспечивая безопасную работу крана. От их состояния зависит надежная и долговечная эксплуатация мостового крана и всех его элементов. Устройство путей башенного крана при разработке проекта должно учитывать не только возможные нагрузки, но и скорость передвижения с грузом согласно принятым нормативам.

 

Конструкция подкрановых путей состоит из основных и вспомогательных элементов:
• основные: балки (подкрановые), рельсы;
• вспомогательные: подрельсовая постель, упоры на концах, отклоняющиеся линейки и различные детали крепления.

Согласно установленным техническим требованиям производители изготавливают крановые рельсы с широкой подошвой из высококачественной и прочной стали, что обеспечивает равномерное распределение нагрузки колес.

Перемещение башенного крана должно происходить без какого-либо смещения за счет правильного крепления рельс. Балки изготавливаются из стали или листового металла, а выбор материала определяется несколькими факторами. К ним относится тип устройства, предполагаемые нагрузки и рабочий режим.

К устройству подкрановых путей предъявляются высокие требования, особенно при эксплуатации крана в особых условиях. К ним относятся заболоченные территории, районы с высокой сейсмической активностью и карстовыми явлениями, промерзлые и переувлажненные типы почв, эксплуатация оборудования на косогорах и над инженерными коммуникациями.

Устройство путей башенного крана и разработка плана согласовывается с вышестоящими компаниями.

схема путейОсобенности конструкции подкрановых путей

Путь башенного крана состоит из следующих составляющих, к которым относится:

  •  строение нижнее: земляное полотно, дополнительный защитный слой, обустройство системы водоотвода;
  • строение верхнее: балластный слой с подсыпкой, рельсы, стяжки, опоры и различные крепления;
  • заземляющие приспособления: очаг и проводники;
  • путевое оборудование. Ограждения и предупреждающие знаки, кабельные лотки, необходимые для подпитки электрического кранового оборудования, различные отключающие механизмы и упоры.

Особенности устройства нижнего и верхнего строения

На базе разработанного проекта и техкарты длина путей крана определяется рабочими условиями и обслуживанием строительного участка. Площадь земляного полотна определяется исходя из протяженности рельсовых нитей, торцевого плеча балластной прослойки и размеров откосов в двух проекциях.

Для расчета ширины полотна необходимо учитывать его плечо, крановую колею и ширину балластного слоя по нижней части. Для недренирующего грунта уклон должен находиться в строгом диапазоне, в противном случае разрешено горизонтальное его расположение.

Водоотводное устройство крана включено в общую систему отвода воды всей строительной площадки, а территория его расположения и количество определяются согласно предварительно разработанному плану по устройству путей башенного крана.

Канавы водоотводных систем изготавливаются из поперечного профиля трапецеидальной формы, ширина которого не меньше 25 см, а глубина 35 см. Откосы канав определяются видом грунта и его плотностью. При наличии грунта скального типа разрешаются треугольные канавы с глубиной не меньше 25 см. В качестве засыпки используется щебень, гравий или крупнозернистый песок.

Для верхнего обустройства строения балластная прослойка выполняется под каждой рельсовой нитью или по всей ширине крановых путей. Балластным материалом может быть щебень, карьерный гравий, шлак в гранулах или крупнозернистый песок с примесями согласно установленным ГОСТам и нормативам.

Рассчитывается ширина балластной прослойки на основе параметров: габаритные размеры опорной детали, боковое плечо и размеры откосов в двух проекциях. Необходимая толщина зависит от прочности и свойств почвы, а также нагрузки колеса на рельсы.

Для опоры применяются способы: полушпалы, плиты или балки из железобетона, а их выбор определяется степенью нагрузки колес. Полушпалы бывают обрезные, необрезные и брус. Причем расстояние между промежуточными креплениями зависит от разновидности опор и материала их изготовления, а допустимое отклонение составляет не более 5 см.

Устройство путей башенного крана предполагает использование рельс Р43, Р50 и Р65 согласно установленным ГОСТам. Под опоры из железобетона организации могут рекомендовать укладывать упругие прокладки, а опоры с рельсами соединяются при помощи железнодорожных костылей, путевых шурупов, прижимов или клемм (для опорных механизмов из дерева) и болтовых креплений с прижимами (для железобетона).

При поперечном соединении подкрановых путей используются стяжки в начале и конце пути, с обязательным наличием как минимум одного фиксирующего элемента на одну секцию.

Заземление подкрановых путей и путевое оборудование

заземление путейЧтобы обеспечить безопасность рабочих необходимо заземлять металлические части подкрановых путей, не находящиеся под напряжением. Рельсовые нити подсоединяются непосредственно к очагу заземления, а на обоих концах соединяются проводниками, чтобы получилась непрерывная электроцепь. Соединительные участки выполняются сваркой внахлест, а сам механизм заземления должен автономно работать без привязки к общей электрической системе снабжения.

По конструкции тупиковые упоры могут быть ударного, безударного или комбинированного типов, выбор которых определяется технической документацией и установленными требованиями проекта. На одной из нитей устанавливаются отключающие механизмы, а их разновидность определяется типом выключателя, который установлен на самой башне.

При отсутствии кабельного барабана необходимо установить лоток для гибкого кабеля по всей длине кранового пути. Устройство пути башенного крана предусматривает наличие инвентарных ограждений согласно проектной документации. Для этого может применяться горизонтальный и вертикальный стержень и рамка, стойка, патрубок или полускоба.

В обязательном порядке требуется размещать предупреждающие знаки, которые запрещают вход посторонним лицам на стройплощадку и указывают на место стоянки крана, а также в случае необходимости определяют зону для безопасного проезда транспортных средств.

Устройство путей башенного крана по несогласованному проекту с главной компанией категорически запрещается, а для выполнения строительных работ необходимо использовать качественное и исправное оборудование, приборы и инструменты. Для проведения испытаний применяется аппаратура и измерительные приборы, которые имеют соответствующий техпаспорт, разрешающий их использование.

После проведенных проверок и испытаний выполняется процедура сдачи объекта в эксплуатацию путем оформлеия соответствующего акта. Для этого члены независимой комиссии проводят осмотр с целью выявления и последующего устранения дефектов, и при отсутствии нарушений разрешают вводить объект в эксплуатацию. Результаты проверок и заключение прилагается к техпаспорту кранового пути.безопасность